Константи́н Коста-Гавра́с (Costa-Gavras, греч. Κώστας
Γαβράς) — греческий и французский режиссёр и сценарист, известный
фильмами на острые политические темы, — прежде всего фильмом «
Дзета» («
Z») о хунте «чёрных полковников» в Греции и фильмом «
Признание» о «деле Сланского» в Чехословакии. Также известен, как:
Constantin Costa-Gavras / Costa Gavras. Настоящее имя - Константинос Гаврас.
Президент Французской синематеки (с 2007).
Ранние годы
Родился в деревне Лоутра Ирайас в провиниции Аркадия. Во время оккупации Греции
его семья перебралась в Пелопоннес, а после войны - в Афины. Во время войны отец
Гавраса был членом левого крыла Национального фронта освобождения Греции, а
после войны он был арестован по подозрению в симпатиях к коммунизму.
Семья Гавраса была вынуждена покинуть Грецию. Коста-Гаврас закончил среднюю
школу во Франции и в 1951 г. начал изучать право в Сорбонне, но в 1956 году бросает
университет и уходит в кинематограф. Высшее кинематографическое образование
получил в институте ИДЕК в Париже. Был ассистентом режиссеров Р. Клера, А. Вернея,
Ж. Деми, Р. Клемана.
Карьера
В 1965 дебютировал как режиссёр экранизацией детектива Себастьяна Жапризо «
Убийцы в спальных вагонах» с Ивом Монтаном в главной роли.
Мировую славу режиссеру принес фильм о греческой диктатуре «
Дзета» (
Z, 1969), удостоенный двух премий на Каннском кинофестивале
и двух призов «Оскар». Этот фильм стал первым из трилогии режиссера, посвященной
диктаторским режимам, причем следующий фильм трилогии — «
Признание» (L"aveu, 1970, с
участием Ива Монтана) — был поставлен по автобиографическим запискам Артура
Лондона, члена правительства социалистической Чехословакии и одного из
обвиняемых по делу Сланского 1951 года. Этот фильм вызвал возмущение в левых кругах
Франции, но одновременно открыл глаза многим западноевропейцам на сущность
коммунистических режимов. Завершал трилогию фильм «
Осадное положение» (Etat de siege, 1973) о военной диктатуре в Уругвае. Здесь
тоже главную роль сыграл Ив Монтан - роль агента ЦРУ, которого похищают и убивают
террористы в Уругвае.
Картина имела отчетливый антиамериканский акцент. Коста-Гаврас не льстил Америке
и в фильмах, сделанных в США — «Пропавший» (
Missing, 1982) и «
Безумный
город» (
Mad City, 1997). Этот
последний фильм, несмотря на участие в нем Джона Траволты и Дастина Хоффмана,
провалился в прокате (собрав всего 10 миллионов из 50, затраченных на постановку).
Была у Коста-Гавраса и картина, благожелательно изображавшая «справедливую
борьбу» палестинцев («
Ханна К.», 1983).
Большинство фильмов Косты Гавраса основаны на реальных фактах. Его фильмы
становились обвинительным актом для политических режимов — например, для
диктатуру Аугусто Пиночета — «
Пропавший без вести» (
Missing, 1981, главный приз Каннского кинофестиваля 1982 и премия «Оскар» за
адаптацию); для правительства Виши в годы оккупации Франции — «Специальный
отдел» (Section Speciale, 1975, приз Каннского кинофестиваля). Но режиссер не забывал о
судьбе конкретного человека. Драма его фильмов передана через трагедию
персонажей будь то министр Артур Лондон (Ив Монтан), без всякой вины оказавшийся в
застенках («
Признание») или немолодой американец (в исполнении Джека Леммона),
потерявший сына в Чили («
Пропавший без вести»). Гаврасу интересны и глобальная политика и
частный случай защиты прав человека, как в фильме
Hanna K. (1983). Режиссер был соавтором сценарием
большинства своих фильмов. Наиболее часто он сотрудничал со сценаристами Хорхе
Семпруном и Франко Солинасом. С Ивом Монтаном, исполнителем главных ролей во
многих фильмах режиссера, Косту Гавраса связывали дружеские отношения и общность
политических взглядов.
В 2002 году, в фильме "
Аминь", режиссер обратился к старой пьесе Рольфа Хоххута «Наместник»,
наделавшей шума в 60-х годах. Она обличала римского папу, который во время войны
якобы отказался выступить на защиту евреев от зверств нацизма. Фильм сделан на
добротном профессиональном уровне, эпизоды Холокоста, конечно, надрывают душу. Но
с точки зрения исторической правды сюжет весьма уязвим. Все было гораздо сложнее,
и Ватикан, хотя и заслуживает в чем-то упрека, несомненно противостоял Гитлеру.
Напряженная детективно-криминальная интрига присутствует в большинстве
фильмов Косты-Гавраса, основанных на документальных материалах и политически
ангажированных. Но режиссёру важен не столько политический аспект событий,
сколько гуманитарный пафос, интересен человек, сталкивающийся с проявлениями
тоталитарной власти, как бы она ни называлась — режим «чёрных полковников»,
гитлеровский фашизм, сталинский социализм, латиноамериканская хунта. Гаврас
показывает как история, политика, общество, институты власти, партии влияют на
судьбу частного человека.
Будучи гражданином мира и снимая кино в разных странах, Коста-Гаврас получил
признание как космополитический в лучшем смысле слова, истинно гуманистический
художник, которого волнует глобальная борьба добра со злом, а не одни лишь
политические страсти. И в более камерных лентах, таких как «
Ханна К.» (
Hanna K., 1983, США); «Предательство» (
Betrayed, 1988, США); «
Музыкальная шкатулка» (
Music Box, 1989, США, главная премия Берлинского кинофестиваля 1990); «
Маленький апокалипсис» (Le petit apocalypse, 1992) Коста Гаврас показывает как
история, политика, общество, институты власти, партии влияют на судьбу частного
человека.
Семья
Женат на Мишель Рэй- Гаврас. Дети пошли по стопам отца - дочь Джулия стала
режиссёром и сценаристом, а сын Роман (1981 г.р.) - режиссёром и актёром. Оба снялись в
одном из последних фильмов отца - «Гильотине» (2006).